Телескопы обсерватории Роке-де-лос-Мучачос

В этом разделе речь пойдет о наиболее известных телескопических установках Обсерватории Роке-де-лос-Мучяачос – об их характеристиках и научных достижениях.

Большой канарский телескоп (GTC)
Страны-участницы: Испания – США – Мексика Характеристики: В перспективе беспрерывного движения науки вперед этот телескоп, как говорят, будет занимать одно из важнейших мест в развитии мировой астрофизики. Его основное зеркало, состоящее из 36 шестиугольных сегментов, составляет в диаметре 10,4 м. В 2007 началась эксплуатация этого телескопа, считающегося крупнейшим на планете. Очень важны, хоть и не так известны, технологические усовершенствования для улучшения эффективности телескопа (инструменты для приспособления оптики, вентиляционный контроль и система наблюдения за хвостами комет).

Телескоп Вильяма Гершеля (WHT)
Страны-участницы: Великобритания – Нидерланды – Испания Характеристики: Этот ветеран астрофизики Ла Пальмы внес, вероятно, самый большой вклад в развитие науки. Большинство самых известных открытий этой обсерватории были сделаны с использованием невероятно высокого качества оптики его зеркала диаметром 4,2 м. Телескоп Вильяма Гершеля стал первым телескопом, который использовался для нахождения доказательств существования черных дыр в нашей Галактике, карликовых звезд (объектов, чья природа находится в промежуточном состоянии между звездами и планетами), ускоренного расширения Вселенной, а также природы происхождения загадочных вспышек гамма-лучей.

Шведский солнечный телескоп (SST)
Страны-участницы: Швеция Характеристики: Немало экспертов считают этот телескоп лучшим в мире в своей категории за невероятную четкость изображения. Его основное зеркало диаметром около 1 м было установлено в 2002 г. Благодаря ему можно различать детали размером всего лишь 70 км на необъятных просторах поверхности Солнца. В июле 2004 научный журнал «Натуре» поместил на свою обложку изображение солнечных пятен, полученных с помощью шведского солнечного телескопа.

Национальный телескоп Галилея (TNG)
Страны-участницы: Италия Характеристики: Судя по внешнему виду, это, без сомнения, самый удивительный телескоп Обсерватории. Его удлиненная форма выделяет его среди всех остальных телескопов с классическим куполом-полусферой. Он был установлен в 1996 г. и до сегодняшнего дня остается одним из главных богатств государства в области астрофизики. Его основное зеркало, в диаметре составляющее 3,58 м, контролируется оптической активной системой, постоянно поправляющей его положение с помощью 78 моторов.

Телескоп Исаака Ньютона (INT)
Страны-участницы: Великобритания – Нидерланды – Испания Характеристики: С диаметром основного зеркала 2,54 м, он является вторым в Группе Телескопов Исаака Ньютона. Интересно, что впервые он был установлен в Сассексе (Соединенное Королевство) в 1967 г. В начале 1980-х гг. телескоп был перевезен на Ла Пальму в поисках лучших условий наблюдения и был установлен здесь в 1984 г. с улучшенными техническими характеристиками. Именно они позволили открыть огромное звездное кольцо, окружающее нашу Галактику, - Млечный Путь. Его широкоугольная камера (WFC) ценна благодаря своей способности отображать широкие и содержательные карты неба.

Северный Оптический Телескоп (NOT)
Страны-участницы: Дания – Финляндия – Норвегия – Швеция – Исландия Характеристики: Первые проекты создания телескопа с участием четырех стран Северной Европы относятся к началу 1980-х гг. Исландия присоединилась к проекту в 1987 г., и два года спустя телескоп был официально введен в действие. По замыслу конструкторов, его основной объектив весьма компактный, а качество изображения высокое. Он находится на высоте 2382 м над уровнем моря, что выше любых построек и зданий на острове. Ливерпульсикй телескоп (LT) Страны-участницы: Великобритания Характеристики: Это один из наиболее новых телескопов Обсерватории Роке-де-лос-Мучачос, что отражается на особенностях его чертежей. Установленный в 2002 г., он является крупнейшим в мире телескопом-роботом. Астрофизики, работающие с этим телескопом, управляют им из Соединенного Королевства, задавая координаты, на которые телескоп должен быть наведен каждую ночь, и получая на следующий день информацию. Кроме обширной научной программы, этот телескоп служит образовательным целям.

Большой Атмосферный Черенковский Телескоп (MAGIC)
Страны-участницы: Германия – Испания – Италия – США – Польша – Болгария – Финляндия – Армения – Швейцария Характеристики: Девять государств, представленные 18 институтами, участвуют в работе этого телескопа – самого интернационального телескопа Обсерватории. Можно сказать, что этот телескоп является гигантским сборщиком космической энергии, чья основная миссия состоит в том, чтобы искать выделения большого количества энергии и, в частности, вспышки гамма-лучей (ERGs). Эти кратковременные взрывы, открытые в конце 1960-х гг., способны освобождать за 1 секунду столько энергии, сколько расходует Солнце за 10 000 лет своей жизни.